Что
такое традиции? Под этим словом понимают что то вошедшие в
привычку, закрепившиеся, т. е. стереотипные, формы человеческого
поведения. Это такие формы, которым следуют не задумываясь,
только потому, что так принято. Но все ли они являются традициями?
Существует мнение, что все, в том числе и установившиеся на
протяжении жизни одного поколения. Скажем, еще лет двадцать
назад, звоня по делу незнакомым, людям, с ними не здоровались,
а потом стало привычным начинать разговор с приветствия. Однако,
по-видимому, ближе ,к истине другой взгляд: традиции — это
только такие правила поведения, которые сложились -в давние
времена и достались потомкам от предков. Ведь и само значение
слова «традиция» (лат. «традицио» — «передача») указывает
-на преемственный характер таких пра¬вил, передающихся из
поколения в поколение. Традиции — это нечто противоположное
новациям (нововведениям, новшествам), тому, что возникло сравнительно
недавно или возникает на наших глазах.
К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения
независимо от того, к какой области жизни они относятся или
в какой форме бытуют. Правда, в литературе, особенно популярной,
можно встретить такие словосочетания, как «традиции и обычаи»
или «традиции и обряды». Но здесь перед нами неточность, даже
путаница. Обычаи и обряды (а также устоявшиеся праздники,
траурные дни и т. п.) —это те же традиции, хотя и в их разных
видах. Обычай — содержание поведенческой нормы, например,
обычай закреплять общепринятым образом отношения между связывающими
сваи судьбы мужчиной и женщиной, обычай отмечать появление
на свет ребенка, обычай хоронить покойника. Обряд же—внешнее
оформление обычая: какименно заключать брак, отмечать рождение,
расставаться с умершим.
Можно встретить мнение, что традициями следует считать только
такие преемственные правила поведения, которые полезны и заслуживают
положительной оценки. Развивая эту мысль, некоторые авторы
писали, что лишь подобные добрые традиции могут быть названы
народными. Это едва ли верно. Относя те или иные правила поведения
к числу традиций, мы исходим не из того, как мы к ним относимся,
а из их устойчивости и преемственности. И если они широко
бытуют в народе и воспроизводятся им на протяжении длительного
времени, то нет никаких оснований не считать их народными.
Сказанное не означает, что мы не вправе судить о народных
традициях и давать им оценки. Обычно различают традиции добрые,
нейтральные и дурные.
Мало кто не признает высокой гуманности таких, к примеру,
традиций, как семейный долг, бережное и уважительное отношение,
к женщине, почтение к людям преклонных лет, забота о госте,
а также многих, им подобных. Другое дело, что все это, как
правило, нормы общечеловеческой нравственности, не являющиеся
спе¬цифическим достоянием какого-нибудь одного народа. Семейный
долг или забота о госте входят в этический кодекс как кабардинцев
или балкарцев, так и русских, англичан или китайцев. Однако
в истории одного народа или у разных народов (вспомним, что
историческое развитие человечества неравномерно) эти традиции
могут сказываться сильнее или слабее, выражаться в несовпадающих
обычаях, сопровождаться неодинаковыми обрядами. Скажем, в
тех обществах, где политическая и правовая охрана личности
еще слаба, гостеприимство рассматривается как священный долг
и оказывается любому человеку в любое время. Иначе обстоит
дело в таких обществах, как английское. Хорошо знакомый с
нравами англичан журналист В. Овчинников рассказывает: «С
незнакомцами или незваными посетителями обычно разговаривают
только через дверь, не приглашая их внутрь. Это вовсе не означает,
что англичане негостеприимны. Однако гостей приглашают только
заблаговременно (обычно за две-три недели) и на определенный
час. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив
их перед приходом по телефону, здесь не принято».
Нейтральные традиции потому и нейтральные, что не несут в
себе ни положительного, ни отрицательного зада они просто
различны, подчас даже противоположны В Европе при входе в
дом снимают шапку, на Востоке— обувь. У большинства народов
согласие выражают кивком головы, а вот у индийцев, цейлонцев,
болгар — ее покачиванием из стороны в сторону. У одних народов
уважительное отношение предполагает обращение на «вы», у других
обращаются на «ты», но с добавлением определенных почтительных
слов. У русских или французов здороваться первым положено
мужчине, у англичан же женщине: в знак особой учтивости ей
предостав¬ляется решить, хочет ли она обменяться приветствием.
Перечень подобного рода нейтральных традиций мог бы занять
целую книгу.
Традиции, которые рассматриваются как нежелательные даже внутри
знакомых с ними обществ, немного, но .есть ;и такие. Примером
может служить похищение невест против воли не только их родных,
но и их самих. Во все времена умыкание Девушек не одобрялось
(единственное исключение, кажется, древнеиндийские законы
Ману, рекомендовавшие его для касты воинов для под¬держания
в них воинственного духа). Однако традиция эта никогда не
прерывалась и не совсем забыта теперь. Она коренится в самоутверждении
мужчин, а нередко и в их стремлении облегчить себе брачный
выкуп. Намно¬го больше традиций, вредные последствия которых
видны со стороны. Древнеегипетские фараоны и цари средневековых
африканских государств Луанда и Буганда женились на родных
сестрах, чтобы наследование ими власти считалось законным
и по мужской, и по женской линии. А это не могло не вести
к генетическому вырождению. В Индии практиковались браки даже
с восьмилетними девочками, хотя некоторые местные медицинские
трактаты указывали, что и в тамошних условиях девушка полностью
созревает только к шестнадцати годам. У многих народов некогда
была распространена традиция умерщвления («добровольной смерти»)
стариков. Она облегчала этим народам существование в тяжелых
при¬родных условиях, но лишала их накопленного стариками жизненного
опыта, тормозила их развитие.
Теперь оставим в стороне нейтральные традиции и посмотрим
внимательнее на те, которые могут быть помечены знаками «плюс»
и «минус». Многие из них приходится рассматривать не только
с общечеловеческой точки зрения, но и 'как принадлежащие своей
эпохе, стадии исторического развитая, а то и к определенному
классу или сословию.
Семейный долг? Но в древнем и средневековом мире это был по
преимуществу долг домочадцев по отноше¬нию к домовладыке,
власть которого лад потомством граничила с властью рабовладельца.
Уважение к женщине? Но на том же отрезке истории оно допускало
открытое нарушение супружеской верности мужем при требовании
неукоснительного целомудрия от жены. Почтение к старикам?
Но в эпоху повышенной военной активности на закате первобытнообщинного
строя, когда в мужчине ценилась только воинская доблесть,
у многих народов стариков за -бесполезность убивали. Кстати
сказать, так было и у предков кабардинцев, о чем повествует
нартский эпос: «у нартов был обычай — убивать самого старого»2.
Защита гостя? Но гуманность этой традиции была резко ограничена
духом эпохи: как раз в те времена, когда особа путника под
приютившим его .кровом считалась священной, за стенами дома
его разрешалось ограбить, обратить в рабство, убить.
В свою очередь, некоторые традиции, которые мы теперь рассматриваем
как дурные, когда-то не были лише¬ны смысла. Достаточно сказать,
что кровосмесительные браки египетских фараонов или негритянских
царей сыграли свою роль в укреплении их государственной власти,
а выдача замуж малолетних девочек гарантировала девственность
невест, без которой в древней Индии барк не имел законной
силы.
О сословно-классовой окраске некоторых традиций можно судить
по различиям в отношении к женщине. Как правило, в низших
слоях населения это было уважение к труженице, в высших —
галантное обхождение с дамой. В то же время, говоря о такой
окраске традиций, надо иметь в виду, что традиционная культура
различных социальных слоев и разгорожена глухими перегородками.
В свое время немецкий ученый X. Науманн, а затем американский
— Р. Рздфилд показали, как простонародная культура совершенствуется
в элитарных слоях общества, а затем уже в несколько упрощенном
виде снова распространяется в народных массах. Эта идея была
развита и конкретизирована советским этнографом С. А. Арутюновым,
назвавшим весь данный процесс вертикальной ротацией (т. е.
круговращением) традиций.
Вот почему общечеловеческое в народных традициях обычно не
лишено эпохальной и иной относительности. Общечеловеческие
нравственные нормы возникали (и продолжают возникать) не сразу.
Они лишь постепенно одерживают вверх над другими нормами.
Как ни устойчивы традиции, они не вечны. С изменяющимися условиями
жизни рядом с ними появляются новации, нововведения. И как
ни сопротивляются их по¬явлению традиции, они либо под влиянием
новаций обновляются сами, либо в конце концов уступают место
новациям, которые с течением времени, в свою очередь, превращаются
в традиции. Если бы этого не происходило, то не было бы и
самого развития человеческой культуры.
Процессу обновления традиций посвящено много философских,
культуроведческих, этнографических работ . Лучше всего обоснован
взгляд, по которому этот процесс включает в себя четыре стадии.
Первая стадия — это решительное противодействие, которое привычная
традиция .оказывает непривычному новшеству. Вторая ста¬дия—
их мирное сосуществование: люди, ориентированные на традицию,
поступают по-своему, любители новшеств — по своему. На третьей
стадии происходит сме¬шение и взаимопроникновение старого
и нового, что, заметим кстати, специально изучалось применительно
к быту народов Кавказа 5. И, наконец, на последней стадии
традиция в основном уступает место новации, хотя что-нибудь
из нее может сохраняться и дальше в виде остатков, пережитков
прошлого.
Естественно, что при обновлении традиций чаще всего и раньше
всего в процесс втягиваются наиболее устаревшие, неудобные,
вредные традиции. На западе Северного Кавказа, включая сюда
Кабарду и Балкарию, традиция кровной мести уже в XIX в. была
в основном вытеснена уплатой возмещения за кровь. Отмирала
традиция покупного брака, заменяясь уплатой кебинных денег
самой невесте: народные собрания несколько раз настойчиво
принимали такие постановления. Начинала изживаться даже такая,
казалось бы, не представлявшая Щиальной опасности традиция,
как избегание невесткой старшей родни: с конца XIX в. у кабардинцев
стали появляться дома не с несколькими, а только с одним входом.
Немало примеров обновления традиций в нынешних условиях дает
современное право многих зарубежных мусульманских стран. От
адатов там ничего не осталось, а принципы шариата, так или
иначе, сочетаются с нормами, отражающими изменившиеся условия
жизни. За убийство, если оно не прощено, положена смертная
казнь или денежное возмещение за кровь. Минимальный возраст
вступления в брак, установленный шариатом, в 12 лет для мужчин
и в 9 лет для женщин повышен соответственно до 16—18 и 15—17
лет. Право мужчины на многоженство оговорено множеством условий,
в Йемене ограничено двоеженством, в Тунисе же отменено совсем
и т. д. и т. п. Однако бывает и так, что новые нормы еще не
подготовлены глубинными изменениями в народной жизни и искусственно
насаждаются сверху. Пример тому — Турция 1920-х годов, где
введение правовых новаций европейского типа долгое время оставалось
декларативным. Так же обстояло дело в 1960-х годах в Иране,
пока клерикальный переворот не восстановил :в быту традиции
фундаменталистского ислама.
Насильственная ломка бытовых традиций и форсированное насаждение
новаций на протяжении многих десятилетий происходило и в нашей
стране. Это касалось всех народов СССР, и в том числе народов
Советского Востока, в частности Северного Кавказа. Многое
здесь, 'Несомненно, преследовало прогрессивные цели, например,
законодательное запрещение таких отживших традиций, как кровомщение
или замена его кровной пеней, принуждение или воспрепятствование
к браку, похищение девушек, покупной брак, многоженство. Но
вскоре гонения распространились и на ряд других бытовых традиций.
Одни из них были объявлены религиозными (а все, связанное
с религией, в довоенные десятилетия выжигалось каленым железом),
другие представлялись «несоветскими» (между тем как в стране
насаждался некий «общесоветский» стандарт). Все это коснулось
даже родильных, свадебных и похоронных обрядов, взамен которых
до самого последнего времени предлагались «безрелигиозные»,
«новые», «гражданские» и т. п. обряды. Различными методами
— в годы сталинизма репрес¬сивными мерами, в годы застоя административным
нажимом — многие нейтральные и даже добрые народные традиции
были загнаны в подполье. А между тем в современном мире оживляется
тяга к традициям. На первый взгляд, это может показаться странным.
Принято думать, что чем больше развито общество, тем меньше
оно связано стереотипным, традиционным поведением. Действительно,
в докапиталистическом мире люди нечасто пренебрегали устоявшимися:
традициями. Лишь позднее, в новое время, диапазон выбора человеком
тех или иных действий заметно расширился. Но оказалось, что
теперь эта закономерность стала перекрываться другой. Резко
возросшие культурные контакты, а с ними и воздействия создали
угрозу сложению той стандартной культуры, которую обычно называют
городской, урбанистической, западной и т. д.. Ответом на это
стало повсеместное стремление народов: отстоять, развить и
подчас даже возродить свои собственные культурные ценности,
воплощенные в самобытных традициях. Традиции сделались как
бы этническими, национальными символами. Во многих странах,
в том числе и в нашей, тяга к собственным традициям возникла
также и как реакция на, по сути дела, насильственные нововведения.
Таким образом, возросший и все возрастающий сегодня интерес
народов к своим самобытным традициям закономерен.
Он-
составная часть их общего нацио¬нального возрождения.
|