Найти: на:

 

 


ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИИ?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Что такое традиции? Под этим словом понимают что то вошедшие в привычку, закрепившиеся, т. е. стереотипные, формы человеческого поведения. Это такие формы, которым следуют не задумываясь, только потому, что так принято. Но все ли они являются традициями? Существует мнение, что все, в том числе и установившиеся на протяжении жизни одного поколения. Скажем, еще лет двадцать назад, звоня по делу незнакомым, людям, с ними не здоровались, а потом стало привычным начинать разговор с приветствия. Однако, по-видимому, ближе ,к истине другой взгляд: традиции — это только такие правила поведения, которые сложились -в давние времена и достались потомкам от предков. Ведь и само значение слова «традиция» (лат. «традицио» — «передача») указывает -на преемственный характер таких пра¬вил, передающихся из поколения в поколение. Традиции — это нечто противоположное новациям (нововведениям, новшествам), тому, что возникло сравнительно недавно или возникает на наших глазах.
К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения независимо от того, к какой области жизни они относятся или в какой форме бытуют. Правда, в литературе, особенно популярной, можно встретить такие словосочетания, как «традиции и обычаи» или «традиции и обряды». Но здесь перед нами неточность, даже путаница. Обычаи и обряды (а также устоявшиеся праздники, траурные дни и т. п.) —это те же традиции, хотя и в их разных видах. Обычай — содержание поведенческой нормы, например, обычай закреплять общепринятым образом отношения между связывающими сваи судьбы мужчиной и женщиной, обычай отмечать появление на свет ребенка, обычай хоронить покойника. Обряд же—внешнее оформление обычая: какименно заключать брак, отмечать рождение, расставаться с умершим.
Можно встретить мнение, что традициями следует считать только такие преемственные правила поведения, которые полезны и заслуживают положительной оценки. Развивая эту мысль, некоторые авторы писали, что лишь подобные добрые традиции могут быть названы народными. Это едва ли верно. Относя те или иные правила поведения к числу традиций, мы исходим не из того, как мы к ним относимся, а из их устойчивости и преемственности. И если они широко бытуют в народе и воспроизводятся им на протяжении длительного времени, то нет никаких оснований не считать их народными.
Сказанное не означает, что мы не вправе судить о народных традициях и давать им оценки. Обычно различают традиции добрые, нейтральные и дурные.
Мало кто не признает высокой гуманности таких, к примеру, традиций, как семейный долг, бережное и уважительное отношение, к женщине, почтение к людям преклонных лет, забота о госте, а также многих, им подобных. Другое дело, что все это, как правило, нормы общечеловеческой нравственности, не являющиеся спе¬цифическим достоянием какого-нибудь одного народа. Семейный долг или забота о госте входят в этический кодекс как кабардинцев или балкарцев, так и русских, англичан или китайцев. Однако в истории одного народа или у разных народов (вспомним, что историческое развитие человечества неравномерно) эти традиции могут сказываться сильнее или слабее, выражаться в несовпадающих обычаях, сопровождаться неодинаковыми обрядами. Скажем, в тех обществах, где политическая и правовая охрана личности еще слаба, гостеприимство рассматривается как священный долг и оказывается любому человеку в любое время. Иначе обстоит дело в таких обществах, как английское. Хорошо знакомый с нравами англичан журналист В. Овчинников рассказывает: «С незнакомцами или незваными посетителями обычно разговаривают только через дверь, не приглашая их внутрь. Это вовсе не означает, что англичане негостеприимны. Однако гостей приглашают только заблаговременно (обычно за две-три недели) и на определенный час. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято».
Нейтральные традиции потому и нейтральные, что не несут в себе ни положительного, ни отрицательного зада они просто различны, подчас даже противоположны В Европе при входе в дом снимают шапку, на Востоке— обувь. У большинства народов согласие выражают кивком головы, а вот у индийцев, цейлонцев, болгар — ее покачиванием из стороны в сторону. У одних народов уважительное отношение предполагает обращение на «вы», у других обращаются на «ты», но с добавлением определенных почтительных слов. У русских или французов здороваться первым положено мужчине, у англичан же женщине: в знак особой учтивости ей предостав¬ляется решить, хочет ли она обменяться приветствием. Перечень подобного рода нейтральных традиций мог бы занять целую книгу.
Традиции, которые рассматриваются как нежелательные даже внутри знакомых с ними обществ, немного, но .есть ;и такие. Примером может служить похищение невест против воли не только их родных, но и их самих. Во все времена умыкание Девушек не одобрялось (единственное исключение, кажется, древнеиндийские законы Ману, рекомендовавшие его для касты воинов для под¬держания в них воинственного духа). Однако традиция эта никогда не прерывалась и не совсем забыта теперь. Она коренится в самоутверждении мужчин, а нередко и в их стремлении облегчить себе брачный выкуп. Намно¬го больше традиций, вредные последствия которых видны со стороны. Древнеегипетские фараоны и цари средневековых африканских государств Луанда и Буганда женились на родных сестрах, чтобы наследование ими власти считалось законным и по мужской, и по женской линии. А это не могло не вести к генетическому вырождению. В Индии практиковались браки даже с восьмилетними девочками, хотя некоторые местные медицинские трактаты указывали, что и в тамошних условиях девушка полностью созревает только к шестнадцати годам. У многих народов некогда была распространена традиция умерщвления («добровольной смерти») стариков. Она облегчала этим народам существование в тяжелых при¬родных условиях, но лишала их накопленного стариками жизненного опыта, тормозила их развитие.
Теперь оставим в стороне нейтральные традиции и посмотрим внимательнее на те, которые могут быть помечены знаками «плюс» и «минус». Многие из них приходится рассматривать не только с общечеловеческой точки зрения, но и 'как принадлежащие своей эпохе, стадии исторического развитая, а то и к определенному классу или сословию.
Семейный долг? Но в древнем и средневековом мире это был по преимуществу долг домочадцев по отноше¬нию к домовладыке, власть которого лад потомством граничила с властью рабовладельца. Уважение к женщине? Но на том же отрезке истории оно допускало открытое нарушение супружеской верности мужем при требовании неукоснительного целомудрия от жены. Почтение к старикам? Но в эпоху повышенной военной активности на закате первобытнообщинного строя, когда в мужчине ценилась только воинская доблесть, у многих народов стариков за -бесполезность убивали. Кстати сказать, так было и у предков кабардинцев, о чем повествует нартский эпос: «у нартов был обычай — убивать самого старого»2. Защита гостя? Но гуманность этой традиции была резко ограничена духом эпохи: как раз в те времена, когда особа путника под приютившим его .кровом считалась священной, за стенами дома его разрешалось ограбить, обратить в рабство, убить.
В свою очередь, некоторые традиции, которые мы теперь рассматриваем как дурные, когда-то не были лише¬ны смысла. Достаточно сказать, что кровосмесительные браки египетских фараонов или негритянских царей сыграли свою роль в укреплении их государственной власти, а выдача замуж малолетних девочек гарантировала девственность невест, без которой в древней Индии барк не имел законной силы.
О сословно-классовой окраске некоторых традиций можно судить по различиям в отношении к женщине. Как правило, в низших слоях населения это было уважение к труженице, в высших — галантное обхождение с дамой. В то же время, говоря о такой окраске традиций, надо иметь в виду, что традиционная культура различных социальных слоев и разгорожена глухими перегородками. В свое время немецкий ученый X. Науманн, а затем американский — Р. Рздфилд показали, как простонародная культура совершенствуется в элитарных слоях общества, а затем уже в несколько упрощенном виде снова распространяется в народных массах. Эта идея была развита и конкретизирована советским этнографом С. А. Арутюновым, назвавшим весь данный процесс вертикальной ротацией (т. е. круговращением) традиций.
Вот почему общечеловеческое в народных традициях обычно не лишено эпохальной и иной относительности. Общечеловеческие нравственные нормы возникали (и продолжают возникать) не сразу. Они лишь постепенно одерживают вверх над другими нормами.
Как ни устойчивы традиции, они не вечны. С изменяющимися условиями жизни рядом с ними появляются новации, нововведения. И как ни сопротивляются их по¬явлению традиции, они либо под влиянием новаций обновляются сами, либо в конце концов уступают место новациям, которые с течением времени, в свою очередь, превращаются в традиции. Если бы этого не происходило, то не было бы и самого развития человеческой культуры.
Процессу обновления традиций посвящено много философских, культуроведческих, этнографических работ . Лучше всего обоснован взгляд, по которому этот процесс включает в себя четыре стадии. Первая стадия — это решительное противодействие, которое привычная традиция .оказывает непривычному новшеству. Вторая ста¬дия— их мирное сосуществование: люди, ориентированные на традицию, поступают по-своему, любители новшеств — по своему. На третьей стадии происходит сме¬шение и взаимопроникновение старого и нового, что, заметим кстати, специально изучалось применительно к быту народов Кавказа 5. И, наконец, на последней стадии традиция в основном уступает место новации, хотя что-нибудь из нее может сохраняться и дальше в виде остатков, пережитков прошлого.
Естественно, что при обновлении традиций чаще всего и раньше всего в процесс втягиваются наиболее устаревшие, неудобные, вредные традиции. На западе Северного Кавказа, включая сюда Кабарду и Балкарию, традиция кровной мести уже в XIX в. была в основном вытеснена уплатой возмещения за кровь. Отмирала традиция покупного брака, заменяясь уплатой кебинных денег самой невесте: народные собрания несколько раз настойчиво принимали такие постановления. Начинала изживаться даже такая, казалось бы, не представлявшая Щиальной опасности традиция, как избегание невесткой старшей родни: с конца XIX в. у кабардинцев стали появляться дома не с несколькими, а только с одним входом. Немало примеров обновления традиций в нынешних условиях дает современное право многих зарубежных мусульманских стран. От адатов там ничего не осталось, а принципы шариата, так или иначе, сочетаются с нормами, отражающими изменившиеся условия жизни. За убийство, если оно не прощено, положена смертная казнь или денежное возмещение за кровь. Минимальный возраст вступления в брак, установленный шариатом, в 12 лет для мужчин и в 9 лет для женщин повышен соответственно до 16—18 и 15—17 лет. Право мужчины на многоженство оговорено множеством условий, в Йемене ограничено двоеженством, в Тунисе же отменено совсем и т. д. и т. п. Однако бывает и так, что новые нормы еще не подготовлены глубинными изменениями в народной жизни и искусственно насаждаются сверху. Пример тому — Турция 1920-х годов, где введение правовых новаций европейского типа долгое время оставалось декларативным. Так же обстояло дело в 1960-х годах в Иране, пока клерикальный переворот не восстановил :в быту традиции фундаменталистского ислама.
Насильственная ломка бытовых традиций и форсированное насаждение новаций на протяжении многих десятилетий происходило и в нашей стране. Это касалось всех народов СССР, и в том числе народов Советского Востока, в частности Северного Кавказа. Многое здесь, 'Несомненно, преследовало прогрессивные цели, например, законодательное запрещение таких отживших традиций, как кровомщение или замена его кровной пеней, принуждение или воспрепятствование к браку, похищение девушек, покупной брак, многоженство. Но вскоре гонения распространились и на ряд других бытовых традиций. Одни из них были объявлены религиозными (а все, связанное с религией, в довоенные десятилетия выжигалось каленым железом), другие представлялись «несоветскими» (между тем как в стране насаждался некий «общесоветский» стандарт). Все это коснулось даже родильных, свадебных и похоронных обрядов, взамен которых до самого последнего времени предлагались «безрелигиозные», «новые», «гражданские» и т. п. обряды. Различными методами — в годы сталинизма репрес¬сивными мерами, в годы застоя административным нажимом — многие нейтральные и даже добрые народные традиции были загнаны в подполье. А между тем в современном мире оживляется тяга к традициям. На первый взгляд, это может показаться странным. Принято думать, что чем больше развито общество, тем меньше оно связано стереотипным, традиционным поведением. Действительно, в докапиталистическом мире люди нечасто пренебрегали устоявшимися: традициями. Лишь позднее, в новое время, диапазон выбора человеком тех или иных действий заметно расширился. Но оказалось, что теперь эта закономерность стала перекрываться другой. Резко возросшие культурные контакты, а с ними и воздействия создали угрозу сложению той стандартной культуры, которую обычно называют городской, урбанистической, западной и т. д.. Ответом на это стало повсеместное стремление народов: отстоять, развить и подчас даже возродить свои собственные культурные ценности, воплощенные в самобытных традициях. Традиции сделались как бы этническими, национальными символами. Во многих странах, в том числе и в нашей, тяга к собственным традициям возникла также и как реакция на, по сути дела, насильственные нововведения.
Таким образом, возросший и все возрастающий сегодня интерес народов к своим самобытным традициям закономерен.

Он- составная часть их общего нацио¬нального возрождения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz